Герой Олимпиады-1972 по баскетболу Иван Едешко: За победу нам дали по три тысячи рублей и возможность купить «Жигули» (ИНТЕРВЬЮ)

Иван Едешко – олимпийский чемпион 1972 года, послуживший прототипом героя российского фильма «Движение вверх». В составе легендарной сборной СССР по баскетболу, переигравшей в Мюнхене команду США, Иван Едешко отдал «золотой» пас через всю площадку за три секунды до конца матча. Ветеран советского баскетбола посетил Дальневосточный финал баскетбольной школьной лиги во Владивостоке и рассказал VL.ru о решающих трех секундах, предложении стать наставником «Спартака-Приморье» и перспективах российского баскетбола.

— Вы впервые приехали во Владивосток?

— Во Владивостоке я уже был. Претендовал на пост тренера владивостокской команды «Спартак-Приморье». Это произошло в 2000-х годах, перед этим я тренировал команду в Иркутске и был в числе претендентов на пост наставника владивостокского коллектива, но не прошел по конкурсу. Почему? Не скажу. Тогда взяли сербского тренера, но через несколько месяцев его уволили (в 2006 году тренерский штаб «Спартака-Приморье» недолгое время возглавлял Слободан Николич. – Прим. VL.ru).

— После увольнения серба к вашей кандидатуре не возвращались?

— Нет. Но Владивосток это все-таки далеко.

— Ваш финальный матч на Олимпиаде-72 стал основой для сценария киноленты «Движение вверх». Насколько возросла ваша популярность после выхода картины?

— Я вам дам тему для размышления: когда прошла Олимпиада, все настолько было публично, что я сказал: «Когда же закончатся эти три секунды?» А с выходом кино началась вторая волна этих «трех секунд». Вообще я был консультантом во время съемок этой картины. Посмотрел с интересом, как снимают кино, как работают известные актеры, режиссер, операторы, проходят дубли. Для меня это было в новинку. Со многими отснятыми моментами я не соглашался, но меня останавливали: «Иван Иванович, это художественный фильм, поэтому можно немного приукрасить баскетбол, сделать его более зрелищным». В итоге так и получилось, чтобы дети, увидев кино, шли в секции заниматься спортом.

— Сколько времени вы посвятили этому фильму?

— Я практически три месяца провел на площадке. Правда, не ездил в Тбилиси, где проходила часть съемок, а вот в Москве был постоянно.

— Что в «Движении вверх» не является правдой, а какие важные моменты не вошли в картину?

— Все важные моменты вошли в картину. Но показали то, чего не было. Например, наша сборная не ездила на сборы в Грузию перед Олимпиадой, не играли мы с американцами на улице в баскетбол. Но многие моменты не только украсили картину, а придали ей напряжение и дали народу воспринять то, что мы чувствовали.

— У вас после той Олимпиады были предложения покинуть СССР и перейти играть в иностранный клуб, например, НБА?

— Какие могут быть предложения, если я тогда был офицером Советской армии и играл в сборной Советского Союза? Тогда ни один военный человек не мог поехать работать за рубеж.

— Но яркий тому пример известный хоккеист Александр Могильный, который в 1989 году остался в США, изменив военной присяге, будучи действующим офицером и игроком ЦСКА.

— Да, он там остался. Я в это время жил с ним в одном отеле, ему дали условия в ЦСКА, которые нельзя назвать нормальными. В связи с этим он остался. Мне уже после поступали приглашения от иностранцев, когда я ушел из сборной команды СССР.

— А куда приглашали играть?

— Тогда мне предложили переехать в Австрию. Министр обороны СССР даже подписал разрешение на переезд. Это было бы впервые в истории нашей страны, что военный человек может уехать работать в капиталистическую страну. Но потом вызвали и сказали, что я нужен советскому спорту и меня не отпускают, вернули в сборную страны, где я провел еще два года.

— Вернемся к Олимпиаде. В том финале встречались представители двух школ баскетбола: советской и американской. В чем разница между ними?

— Такой школы, как в Америке, нет нигде в мире и не будет. У них баскетбол – это народный вид спорта: все любят баскетбол и в него играют. Есть все ступени развития баскетбола: от детского к школьному, студенческому и профессиональному.

— Почему НБА – это прежде всего шоу, а нашему российскому баскетболу этой зрелищности не хватает?

— Только потому, что там народ идет, переживает, болеет. И там это не шоу, а борьба, игра. Есть, конечно, элементы зрелищной игры, но там играют профессионалы, и они выступают за деньги. Тем не менее студенческий баскетбол там собирает по 10-15 тысяч болельщиков в залах. И эти спортсмены являются базовыми для профессиональных клубов.

— Сейчас победа на Олимпиаде является верхом карьеры любого спортсмена. Насколько выросла значимость Игр за последние 30-40 лет?

— Если взять мои года, то успех в спорте страны означал их место на Олимпийских играх и на чемпионатах мира. Если выигрывают, то в этом виде все хорошо. Сейчас спорт стал еще больше политизирован, яркий тому пример история с допингом.

— Сейчас за победу на Олимпиаде спортсмен получает большие премии, много подарков. А как вас поощрили?

— Тогда нам дали по три тысячи рублей с вычетом налогов и возможность купить без очереди «Жигули» за свои деньги. И мы были довольны и счастливы. Но тогда было другое время. Его нельзя сравнивать с нынешним, когда получают по 250 тысяч евро за золотую медаль. Другой спорт сейчас, другое восприятие, другие профессионалы. Если мы тогда больше играли за патриотизм, то сейчас стало больше денег.

— Сейчас российский баскетбол прогрессирует?

— Я думаю, что тенденция не в развитии баскетбола. В этом не виноваты наши тренеры и система, а виноваты деньги. Профессиональные клубы закупают иностранцев по 6-7 человек, а наши игроки, даже члены сборной России, сидят на скамейке – это не хорошо. Сейчас спорт стал бизнесом. Если б не было иностранцев, может, баскетбол показывали бы похуже, но не настолько.

— Нынешняя сборная страны способна обыграть американскую «Дрим тим»?

— Никогда! Мы даже не попали на следующую Олимпиаду в Токио в 2020 году, не прошли отбор, причем как женщины, так и мужчины. И это нонсенс. 

Другие новости