Легендарный баскетболист Иван Едешко: «Нельзя заранее праздновать победу»

На прошлой неделе в Барнауле побывал легендарный советский баскетболист Иван Едешко. Приезд олимпийского чемпиона и одного из героев фильма «Движение вверх» стал большим сюрпризом для участников окружного турнира школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет».

«Барнаул мне не чужой»

Автор «золотого паса» в драматичнейшем финале Олимпиады 1972 года, в котором сборная СССР обыграла американцев, с интересом наблюдал в спорткомплексе «Победа» за матчами юных баскетболистов. Компанию ему составили олимпийская чемпионка 1992 года, председатель правления Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» Светлана Антипова, а также заслуженный тренер России, главный тренер «АлтайБаскета» Борис Соколовский.

Главным событием баскетбольного праздника стал товарищеский поединок между сборной лучших игроков турнира и командой «Друзья». В составе последней на паркет вышли Светлана Антипова, министр спорта Алтайского края Алексей Перфильев, президент краевой федерации баскетбола, генеральный директор клуба «АлтайБаскет» Павел Тулин и многие другие. Матч превратился ещё и в дуэль двух прославленных тренеров! Наставник мужской сборной СССР и московского ЦСКА Иван Едешко, который возглавил команду школьников, против экс-главного тренера женской сборной России Бориса Соколовского, дирижировавшего «Друзьями». «Вот он – наш отечественный баскетбол во всей красе!» – заметил один из журналистов. Кстати, встреча закончилась, как и подобает в таких матчах, дружеской ничьей – 39:39.

Буквально за пару часов до «матча звёзд» автор этих строк случайно наткнулся в Интернете на интервью старшего брата Ивана Едешко – Евстафия, который живёт в белорусском Гродно. Часть текста, в которой он рассказывает о родителях, заставила присвистнуть от удивления: «Мама имела польские корни, она родом из Ивьевского района, отец – русский, из Барнаула, переехал в Гродно где-то в конце 1920 годов, когда в России начался голод».

Стоило завести разговор на эту тему с соавтором мюнхенского чуда, как он одарил собравшихся раскатистым смехом, а затем сказал: «Да, действительно, отец здесь родился. Но он уже давно умер. Единственное, что я знаю, это то, что у него в Барнауле жила сестра и он как-то к ней приезжал. Сам я оказался здесь впервые. В общем-то, город мне понравился. По крайней мере, та часть, которую я увидел из окна машины».

По словам Ивана Едешко, он постоянно разъезжает по стране, много работает с детьми, проводит семинары, мастер-классы. «Одна из моих тем – это пропаганда, – говорит лучший отечественный разыгрывающий прошлого столетия. – Пропаганда не баскетбола, а физкультуры в целом. Пытаюсь донести до современных школьников, что, не занимаясь спортом, они очень многое теряют. Физкультура и спорт помогают в жизни добиваться результатов, вырабатывают профессионализм, умение бороться с противником. А кто противник? Он сам».

«Вот уже где эти три секунды»

События финала Мюнхенской Олимпиады навсегда изменили жизнь Ивана Едешко. Особенно часто его спрашивают о тех трёх секундах в конце матча, когда он сделал точный пас через всю площадку Александру Белову и тот забил. Это принесло СССР золотые медали, а сборная США потерпела первое в своей истории поражение на Олимпиаде. «Вот уже где у меня эти три секунды! – шутливо хмурит брови один из символов советского баскетбола. – В том матче мы были лучше как команда. Потом уже в газетах писали, что американцы нас недооценили. То поражение вызвало в США всеобщий траур. Их можно понять. У них этот вид спорта действительно национальный. Американский баскетбол был, есть и будет лучшим в мире. И мы никогда не достигнем его уровня, потому что он у нас превратился в бизнес. В чемпионате России – засилье иностранцев. Даже в ЦСКА игроки сборной страны сидят на скамейке, а на площадке – легионеры. Потому что у них контракты».

После выхода в начале прошлого года картины «Движение вверх», ставшей самым кассовым российским фильмом всех времён, Иван Иванович, по его словам, переживает новый виток популярности. «Я в этом фильме выступал в роли консультанта. Но когда хотел показать настоящий баскетбол, то мне всегда говорили, что это художественный фильм. Конечно, в этой картине много неправды. Но она украсила его и ничего не испортила. Никто не ожидал, что у фильма может быть такой успех».

В конце разговора наш собеседник вспомнил другой случай, когда последняя секунда игры оказалась роковой для его команды. «Когда мы со Станиславом Ерёминым в девяностые годы работали в тренерском штабе ЦСКА, то в одном из матчей выигрывали три очка. До сирены оставалось 0,6 секунды. Казалось бы, всё. Ан нет. Сразу после того, как соперник пробил штрафные, игрок, фамилию которого называть не буду, получил фол. И в наше кольцо точно так же забили ещё два очка. Так что никогда нельзя заранее праздновать победу». 

Другие новости