Где-то в России

СЕЛО ПЕРВОМАЙСКОЕ (УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

Проект «Где-то в России» продолжает своё движение по стране. Недавно мы наслаждались гостеприимной Республикой Марий Эл, а уже 6 декабря были в Удмуртской Республике, в городе Воткинске, в котором родился и провёл детство великий русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик Пётр Ильич Чайковский.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича точно определена задача его искусства. Своё предназначение он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.

О судьбе великого человека стоит рассказать подробнее. Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в посёлке Воткинске Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском заводе. Родители Петра Ильича любили музыку: его отец в юности играл на флейте, а мать когда-то играла на арфе и фортепиано, а также пела романсы. Фанни Дюрбах (гувернантка, приехавшая из Санкт-Петербурга, чтобы заниматься воспитанием детей) не имела музыкального образования, но музыку тоже любила. Как и во всяком порядочном доме, в доме Чайковских стоял рояль, а также вывезенный из столицы механический орган – оркестрина. Именно оркестрина, в исполнении которой маленький Пётр впервые услышал арию Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него самое сильное впечатление. На валике этого органа также были записаны отрывки из опер Россини, Беллини и Доницетти. Маленький Петя воспитывался, окружённый любовью и музыкой. Говорят, что страсть к музыке проявилась у Петра Ильича ещё в самом детстве, когда он засиживался за роялем и мог не пойти гулять, предпочитая местной ребятне общество музыки. В воспоминаниях Фанни Дюрбах описан случай, доказывающий безмерную страсть нашего героя к музыке. Однажды, когда рояль в очередной раз был закрыт от Пети, он стоял в одной из комнат дома и настукивал по стеклу какую-то мелодию, слышную только ему одному. Темп и сила ударов детских пальчиков по стеклу постепенно усиливалась, и вскоре стекло не выдержало и разлетелось вдребезги, поранив Чайковского. Когда на грохот прибежали гувернантки, они увидели Петю, стоящего с окровавленными руками, который только и повторял, что музыка звучит в его голове, и он ничего не может с этим поделать. В детские годы Пётр Чайковский сочинял неумелые стихи, в основном на французском языке. Ему даже пророчили карьеру поэта, но желание писать стихи не смогло побороть страсть к музыке. В феврале 1848 года Илья Петрович ушёл в отставку, и вся семья Чайковских переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где Петра и Николая отдали в пансион Шмеллинга. В пансионе были серьёзные уроки музыки с учителем Филлиповым, первые пианистические трудности и первые посещения театра, где на Петра большое впечатление произвели опера, балет и симфонический оркестр.

В 1855–1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял для сына Илья Петрович, преподавал Петру игру на фортепиано. На занятиях Чайковский также знакомился с западной инструментальной музыкой, исполняя её с преподавателем в четыре руки. В автобиографии Чайковский позже напишет: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано. Он был первым, кто стал брать меня с собой на концерты». В 1959 году Пётр Ильич окончил Императорское училище правоведения и поступил на службу в Министерство юстиций, где его не оставляла идея заниматься музыкой.

Совместить государеву службу и занятия музыкой предложил отец Петра Чайковского Илья Петрович. В сентябре 1861 года Пётр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Чайковский стал одним из её первых студентов по классу композиции.

До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна он бросил службу, получив свободу, бедность, которая за ней последовала, а также уверенность в своём бесспорном призвании, и целиком отдался музыке. Позже Чайковский вспоминал о том, как его отец отреагировал на уход из Министерства: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнёсся к моему бегству из Министерства юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с тёплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».

Окончив Консерваторию, Чайковский продолжал творить, но на этот раз совмещал творчество с преподавательской деятельностью. П. И. Чайковский – первый профессор по классу композиции в Московской консерватории. Его коллега, профессор Н.Д. Кашкин, писал в своих воспоминаниях, что «безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясняться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти… Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе». Ежегодно Чайковский преподавал музыкально-теоретические дисциплины 60–90 студентам. Недельная нагрузка составляла 20–27 часов. Вовлечённый в темп консерваторской жизни, он не раз упоминал в письмах, что собственной музыкой в этот период занимался только в свободное время. В дальнейшем Чайковский бросил и преподавательскую деятельность, чтобы целиком и полностью заниматься только сочинительством.

На этом, пожалуй, стоит завершить рассказ о Петре Чайковском, потому что именно эти события внесли в его музыкальную карьеру самый весомый вклад.

Отметим только, что Чайковский – ярчайший представитель музыкального романтизма в России XIX века. В отличие от кучкистов он не декларировал стремление «к новым берегам», никогда не выражал желания стать «композитором-реформатором». Чайковский воспринял всю систему жанров, практиковавшихся в современной ему Европе – симфонию, симфоническую поэму, струнный квартет, сольный инструментальный концерт, сонату, сюиту и прочие. Чайковский испытал влияние типичных композиционных принципов и техник западноевропейского романтизма – программной музыки, лейтмотивной системы, тональной гармонии (с использованием типичных для романтиков модализмов и секвенций), акцентной метрики, музыкальной формы, контрапункта, оркестровки. Вместе с этим музыка Чайковского обладает ярко выраженной спецификой, безошибочно схватываемой на слух.

После музыкального начала поговорим о баскетболе. Под конец нашего путешествия мы оказались в зале Первомайской СОШ, где проходил финал муниципального этапа Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» в Завьяловском районе Удмуртской Республики.

Как обычно, начали с матча за третье место среди команд девушек, в котором встретились команды из Шабердинской СОШ и Италмасовской СОШ.

Девчонки из деревни Шабердино сразу обозначили, что они не планируют отдавать место на пьедестале своим соперницам. Стартовый рывок 8:0 и окончание первой четверти со счётом 10:2 стали прекрасным заделом, который нужно было удержать на протяжении трёх четвертей. После небольшого перерыва девчонки из Италмасовской школы отчаянно бросились «в погоню», но силы были равны. В итоге – равная игра на протяжении оставшихся четвертей и закономерный результат – 34:20. Победа спортсменок из Шабердино.

Второй матч также за третье место, но на этот раз среди команд юношей. Хохряковская СОШ против Совхозной школы. Равные по силам команды подарили нам интересную, напряжённую игру. Об этом говорит и счёт – разница в количестве набранных очков командами за четверть не превышала двух. Никто не сомневался, что всё решится в концовке. Так и получилось. Менее чем за минуту до конца матча рывок парней из Хохряковской школы решил исход встречи. Безответные 5 очков поставили точку в этом матче. Счёт встречи – 19:18 в пользу баскетболистов из деревни Хохряки.

Финал у девчонок не сулил никакой интриги. Первомайская СОШ – явный фаворит. В прошлом сезоне им не хватило всего 1 очка, чтобы стать чемпионом Республики.

Несмотря на то, что лидеры команды уже окончили школу, чемпионские амбиции не покинули команду. Девчонки выходили на паркет с одной мыслью – победить. Без труда они громили своих соперниц (команду Подшиваловской школы) четверть за четвертью, как итог – победа.

У парней ситуация повторилась. Команда из села Первомайский без труда разобралась со своими оппонентами из Якшурской школы, несмотря на отсутствие почти чемпионского бэкграунда. В результате – победа Перомайской СОШ со счётом 51:19.

Команда ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» прибыла в Пермь и 15 декабря проведёт итоговое мероприятие проекта «Где-то в России» в городе Чусовом. Продолжение следует…

Итоговое распределение мест

Девушки

1 место – Первомайская СОШ (с. Первомайский)

2 место – Подшиваловская СОШ (д. Подшивалово)

3 место – Шабердинская СОШ (д. Шабердино)

MVP – Елизавета Глазырина (Первомайская СОШ)

Юноши

1 место – Первомайская СОШ (с. Первомайский)

2 место – Якшурская СОШ (с. Якшур)

3 место – Хохряковская СОШ (д. Хохряки)

MVP – Ильнур Ганиев (Первомайская СОШ)