Тренер по функциональной и индивидуальной подготовке, член комплексной научной группы при сборных командах России Ильшат Меляев в гостях у ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ»

Лектор цикла семинаров «Школьный баскетбол и его особенности» сезона 2017-2018 гг., тренер по функциональной и индивидуальной подготовке, член комплексной научной группы при сборных командах России, экс-главный тренер юношеской команды «Локомотив-Кубань» (Краснодар), экс-тренер ПБК «Трабзон» (Турция)Ильшат Меляев рассказал о первых шагах в баскетболе, поделился философией лучшей игры с мячом, а также подобрал точное сравнение для баскетбола и ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ».

– Расскажите о том, как пришли в баскетбол и почему выбрали путь тренера?

– У меня спортивная семья, отец мастер спорта по боксу, поэтому с самого детства мы всегда двигались, занимались спортом, как и все мальчишки, играли в футбол и хоккей. В школе подобралась компания хороших ребят, которые играли в баскетбол. С того момента, можно сказать, проникся игрой и лет с 12 без остановки этим занимаюсь. Моя профессиональная карьера началась со школьного баскетбола. Когда нам было лет по 14, мы стали чемпионами Москвы среди школьных команд. Для нас это было большое достижение. В соревнованиях принимали участие 2 000 команд, и среди всех наша школа была сильнее.  После нашего первого триумфа некоторые ребята из команды начали заниматься профессионально в СДЮШОР «Тимирязевская» и СДЮСШОР «Тринта». Я тоже какое-то время тренировался в «Тринте». Далее жизнь сложилась так, что я почувствовал, что стать тренером – это моё, и я могу подготовить игроков намного сильнее себя.

История моя, можно сказать, классическая. Как и многие молодые спортсмены, я играл на студенческом уровне и пробовал силы в различных молодёжных командах. В итоге получил травму. Пока восстанавливался, мне предложили поработать с юношами. Именно тогда я почувствовал, что у меня есть к этому предрасположенность, что я могу установить с игроками связь, донести мысль, то, что я от них требую. Уже тогда мне понравилась баскетбольная философия, я начал проникаться этим. К моменту полного восстановления я понял, что как тренер могу подготовить много игроков лучше, чем я, для меня это стало основным.

 

– Какие первые самые важные для вас шаги в качестве тренера вы бы выделили?

– Не могу выделить какую-то определённую игру или победу. Важным стал момент, когда я работал с московской командой, которая состояла из обычных школьников. Через какое-то время упорной и добросовестной работы мы начали побеждать такие команды, как «Тринта». Мы показывали результат за счёт хорошей работы, хорошего вклада, за счёт энергии. Именно тогда я понял, что всему своё время, нужно оттачивать своё мастерство. Так оно и получилось в будущем. В сезоне 2014-2015 гг. с ребятами из молодёжной команды ПБК «Локомотив-Кубань» мы выиграли Первенство России среди игроков 2000 года рождения. Эта победа стала ещё одним показательным моментом – я понял, что это не просто так.

Всё началось с того момента, когда я закончил свою карьеру игрока и стал трудиться тренером. Путь ежедневного совершенствования, обучения помог мне в максимально кротчайшие сроки достичь такого результата. Сейчас игроки той команды успешно продолжают свою спортивную карьеру. Некоторые ребята попробовали силы в сборных командах, некоторые продолжили карьеру в краснодарском «Локомотиве». Конечно, с игроками мне повезло. Ребята попались очень умные, с большим рвением и желанием постигать азы баскетбола. Мне не приходилось их много раз настраивать, мотивировать, они бились до конца вместе со мной.

Конечно, сложности встречаются на жизненном пути любого человека. Здесь главным становится вопрос, как мы держим удар. Если ты любишь своё дело – ты им занимаешься, здесь не может быть никаких исключений. Были моменты, когда не было работы, но я знаю свой тренерский путь, знаю, где я сейчас нахожусь, куда двигаюсь – всё остальное вопрос времени. Такая философия помогает развиваться и двигаться дальше.

 

– Что вы можете сказать о развитии баскетбола в России?

– Основное развитие баскетбол получает, как все мы знаем, в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах специалисты стараются подходить к обучению игроков с качеством, информативностью.  Кроме этого, в этих городах есть возможность отбора детей. Это ключевой момент, хотя не всегда он играет положительную роль. Часто бывает, что мы не используем то, что имеем, хотим убрать одного игрока, привезти другого. Все готовы ехать в большие города, тренироваться и играть в Москве или Питере, однако, зачастую тренеру это не помогает. Потому что проходит время, меняется баскетбол. Сегодня он один, через пять лет – другой, меняются игроки, меняется скорость, видение молодых игроков. То, что сейчас игроки делают в 12 лет, десять лет назад мы бы не освоили к этому возрасту. Тренер должен не просто использовать игроков, а знать все эти изменения, он должен работать с желанием научить, дать игроку лучшее из того, что знает сам, найти к каждому подход – вот с таким отношением должен подходить к работе настоящий тренер. Только тогда он будет ежедневно совершенствоваться в своей практике. Конечно, будут и поражения, и победы, но это не имеет никакого значения, потому что всё это даёт знания, а лучше всего учит поражение.

 

– Расскажите о специфике развития баскетбола в различных регионах РФ? 

– В регионах Российской Федерации должен быть свой путь развития баскетбола.  Мы с тренером Шакулиным часто обсуждаем эти моменты. Каков единственный путь, чтобы у нас выросли хорошие, талантливые игроки? Это тот путь, который создали вы – ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» – отправили нас обучать тренеров, работающих в регионах, далёких от столицы. Мы передаём опыт, подход, философию, какие-то методические указания, упражнения и многое другое. И это единственная возможность для тренеров взаимодействовать с другими тренерами, передавать свой опыт. Они учатся, записывают, что-то добавляют в своё видение баскетбола. Только таким способом, обучая тренеров, мы поднимем в регионах спорт, баскетбол в частности. Ведь талантливых детей очень много, много перспективных детей, но без правильного отношения, без правильной работы с ними не будет качества. Кроме этого, мы знаем, если обучить одного игрока или одну команду – это хорошо, она выиграет чемпионат, затем повторит свой успех ещё через 2-3 года, но что дальше? Наша цель воспитать в первую очередь тренеров, повысить их профессиональный уровень. И тогда они ежегодно будут выпускать хороших игроков, и это бесспорно даст результат. 

 

– Какие пути развития детского баскетбола вы видите? 

– Именно с детского баскетбола начинается профессиональный спорт. Одним из путей его развития является ваш проект – массовый спорт. У каждого ребёнка из региона-участника Чемпионата в школе есть возможность совершенствоваться через игру, через соревнования, так же, как и у тренера, который привозит детей, который имеет желание передать свой опыт, научить игроков и научиться самому. Для него ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» – это огромная площадка. Массовые соревнования – это первый путь. Как говорится, с ручейка начинается река. Также и в баскетболе – маленькие ручейки впадают в большую реку. Талантливого ребёнка заметят в рамках Чемпионата, пригласят тренироваться в спортивные школы, работать с профессиональными тренерами. Таким образом, момент массовости даёт возможность каждому ребёнку, который посмотрел по телевизору игру или ещё где-то увидел баскетбол, прийти в школьный зал на тренировку, стать частью команды. Кроме этого, возможность принимать участие в соревнованиях различного уровня, в том числе всероссийского, поехать в другой регион или город – это мечта любого ребёнка, занимающегося спортом. Это идеальный вариант развития юных спортсменов. В моём детстве не было такой возможности. Да, мы играли с другими московскими школами, но у нас не было возможности соревноваться с командами из других регионов. Я удивлён тому, что в этом проекте участвуют дети из 60-70 регионов, они принимают участие во Всероссийских соревнованиях, выявляют лучшую школьную команду. Этот путь стопроцентно принесёт свои плоды в совершенствовании российских игроков и тренеров.

 

– После матчей национальной команды мнения о качестве российского баскетбола расходятся. Что по этому поводу думаете вы?

– В комментариях после игр российской сборной встречаются две противоположные точки зрения, и  в этом нет ничего удивительного. Здесь сказывается природа человека – кто-то скажет хорошие слова, кто-то выскажет критику, воспринимать это близко не стоит. Я думаю, людей, которые верят в команду, и тех, которые не верят, примерно равное количество.

Я считаю, что в команду нужно верить всегда. Конечно, одной веры не достаточно, но то, что ребята, которые входят в состав сборной России, стараются и бьются на площадке, несомненно. На данный момент в нашей сборной очень талантливые игроки. К тому же состав обновился практически полностью: новый тренер, много молодых игроков плюс те игроки, которые участвуют в расширенных сборах. Это и есть будущее нашего баскетбола, ведь, если вспомнить, когда-то и нынешние звёзды, например, Алексей Швед или Виталий Фридзон также не могли попасть в сборную. Я помню моменты, когда они так же, как и многие ребята сейчас, сидели на скамейке запасных. Смена для игроков национальной сборной будет всегда, вы же знаете, свято место пусто не бывает (улыбается – прим. автора). Но преемственность поколений во многом зависит от развития детского спорта, развития и обучения тренеров.

За время прошедших семинаров я увидел, что всегда найдутся молодые тренеры, которые учатся в спортивных ВУЗах и осознают, что обучать детей – это их жизненный путь. В процентном соотношении таких тренеров всегда будет мало, наверное, 10 процентов из 100. 90 процентов – это люди, которые считают, что они уже всё знают. Но это вопрос опять же времени. Ведь эти 10 процентов тренеров, которые жаждут учиться, передавать знания, обучать детей, будут передавать свои знания и опыт следующему поколению, будут сами расти как тренеры, а с ними будут расти и их игроки. Конечно, не все готовы учиться, воспринимать, быть открытыми к новой информации, потому что это действительно тяжело, хотя это основное, на что тренеру или педагогу стоит обратить внимание. Как я уже говорил, баскетбол меняется, люди меняются, дети уже не такие, как были 10 лет назад. Если в школе учитель физической культуры или математики не идёт в ногу со временем, то, к сожалению, он уже не будет осведомлён процессами взросления детей. А если педагог знает, чем в настоящее время интересуются дети, ему будет намного легче связаться с ними, школьники будут слушать его, будут бороться за то, чтобы присутствовать на уроках. Также и в тренировочном процессе.

 

– Что для вас значит баскетбол? 

– Я не могу охарактеризовать баскетбол одним словом. Мне баскетбол подарил всё, что у меня сейчас есть, можно сказать тем человеком, которым я являюсь, меня сделал спорт. Конечно, баскетбол – не единственное моё увлечение в жизни, есть много вещей, которые я также глубоко изучаю. Но баскетбол для меня – это жизненный путь, на котором я встречаю друзей, прохожу жизненные уроки, узнаю много нового, то, что помогает мне расти как родственник для своих близких, учитель для своих учеников, отец и муж для своей семьи. Во всём этом я совершенствуюсь через баскетбол. А что касается хобби, их очень много – верховая езда, шахматы, бокс. Кроме этого, ежедневно встречаюсь с людьми, среди которых очень много талантливых личностей в различных сферах деятельности – это тоже интересно, даёт мне новую энергию. Всегда захватывает, когда ты видишь человека, который ярко горит своим делом, готов отдаваться этому ежедневно, готов безвозмездно действовать во благо другого человека. Такой подход, такой путь – это и есть путь учителя, путь тренера.

 

– С чем бы вы сравнили ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ»?

– Для детей это просто невероятная возможность, для них это жизненные уроки, спорт направит их в нужное русло. Мы можем сравнить Лигу с рекой. ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» для детей – это река жизни, в которой всё протекает, происходит ежесекундно и одновременно. В этой реке встречаются люди, дети, педагоги, тренеры, управляющие организации – они создают общий поток в движении ради блага.

Конечно, у любой реки есть берега, чем они определены в этом проекте виднее его создателям. В любом деле есть какие-то границы, но река – это идеальное движение, а вода – это идеальная субстанция, ведь она может находиться в разных физических состояниях. Вода всегда находится в балансе, следует законам природы, но в то же время при встрече с преградой всегда найдёт другой путь. Поэтому и Лиге необходимо находиться в балансе, не заходить за берега, а, если что-то мешает, то искать возможность проложить себе дорогу.

 

– Вы уже работали и с командами профессиональных клубов, и с национальной сборной России. Что пожелаете начинающим менеджерам команд, спортсменам и тренерам?

– Пожелания для тренеров и менеджеров у меня одни и те же. Первое, самое главное, это действовать с чистым сердцем, с добротой. Это относится к каждому человеку, который взаимодействует с другим человеком. Я глубоко убеждён, что, если ты действуешь с чистым сердцем, то и на своём пути встретишь людей с таким же сердцем. Действуя с плохими намерениями, ты притянешь к себе людей с плохими намерениями.  

Второе, трудиться во благо детей, чтобы у них была возможность реализовать себя в лучших своих проявлениях.

И третье, это ничего не бояться. Потому что, если вы действуете с чистым сердцем и во благо, то бояться нечего.

Малышам, только начинающим свой путь в баскетболе, главное побороть свои страхи. Это мы думаем над тем, как действовать с чистым сердцем и во благо, а у детей в 8-10 лет в голове нет негативных намерений, они подходят к нам с чистым сердцем. Поэтому нам, в первую очередь тренерам, педагогам и менеджерам, стоит поучиться у маленьких детей. Также нужно двигаться по своему пути, прокладывать себе дорогу, как вода, а возможности непременно появятся!