Дмитрий Шакулин специально для ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» рассказал о своей профессиональной деятельности и об отношении к баскетболу

 

Бронзовый призёр Олимпийских игр, мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер России, экс-тренер команд «ЦСКА» (Москва), «Химки» (Московская область),  «Динамо» (Московская область), «УРАЛ» (Екатеринбург), экс-тренер молодёжной сборной России до 20 лет Дмитрий Шакулин поделился с участниками Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» своим опытом и знаниями, накопленными за годы работы с Дэвидом Блаттом, Этторе Мессиной и Душаном Ивковичем.  

– Расскажите, как начинался ваш путь в баскетболе?

 

– Я родился и рос в городе Кирово-Чепецке, где мой отец играл за сборную области и за коллектив физической культуры номер 141. Коллектив физической культуры подразумевал под собой коллектив химического завода нашего города, в те времена так зашифровывали название предприятий химической промышленности, участников Всесоюзных соревнований. Цифры обозначали принадлежность к определённому городу.

Так как мой отец был директором спортсооружений, я всё свободное время проводил в зале, посещал все турниры, и, конечно, как любой парень, приходил и бросал мяч в кольцо. И у меня часто получалось попадать. Позже я увлёкся хоккеем, но отец мне в ультимативной форме сказал, чтобы я возвращался в баскетбол – и я вернулся.

В городе были хорошие условия для проведения учебно-тренировочных сборов, поэтому к нам приезжали команды из Москвы. Это давало нам возможность проводить с ними спарринги и товарищеские матчи. В чём-то я выделялся среди сверстников, поэтому в 14 лет меня пригласили в Москву в СДЮСШОР № 1 Советского района, ныне СДЮСШОР «Тринта». Там я заново, уже на профессиональном уровне стал постигать азы отношения к труду и профессионализму, командного духа, а также тактические и технические аспекты. Оттуда и пошла моя баскетбольная составляющая игрока. У меня неплохо получалось, я выступал за национальную сборную России. Но в сезоне 2001-2002 гг., выступая за московское «Динамо», получил травму колена, дважды мне делали операцию. Конечно, я хотел продолжать играть. Но в конце 2002 года, когда я восстанавливался на тренажёрах, Евгений Яковлевич Гомельский вызвал меня и сказал: «Бери свисток и помогай на домашних тренировках, я вижу, у тебя должно получиться». С 2002 года я успел поработать в БК «Динамо» (Москва), БК «Динамо» и БК «Химки» (оба Московская область), ПБК ЦСКА (Москва), БК «Урал» (Екатеринбург), БК «Трабзонспор» (Турция), а также в молодёжной и национальной сборной России.

– В чём вы видите специфику развития баскетбола в различных городах, регионах РФ и за её пределами?

– Честно говоря, когда мне в ЦСКА не предложили новый контракт, у меня были домашние  дела, но не было профессиональных предложений. Я год был без работы. Мне было удивительно, почему нет ни малейшего проявления интереса, почему никто не хочет узнать, чему я научился за эти годы, работая с Дэвидом Блаттом, Этторе Мессиной, по конспектам Душана Ивковича. Я ездил в тренировочный лагерь Сан-Антонио Спёрс по приглашению Мессины и Грегга Поповича. Полноценно участвовал в домашнем подготовительном периоде, который длился двенадцать дней. Видел американскую специфику работы команды-чемпиона НБА. Я благодарен Поповичу за то, что он в первый же день допустил меня на все тренерские разговоры, совещания, обмены мнениями, планирования тренировочного процесса, акцентов, распределения времени. После истечения двенадцати дней команда уехала в Берлин на матч с командой БК «Альба», а я уехал в Москву. За эти двенадцать дней я побывал во всех святая святых, во всей внутренней тренерской «кухне» одной из сильнейших команд NBA. Нужно сказать, что это совершенно другой мир, рад, что мне была понятна их философия, движение мяча, роль лидеров в команде.

Поэтому я был удивлён, что никто не позвонил, никто не пригласил поделиться своими знаниями и опытом. Не поступило звонка даже из моей спортивной школы. Хотя я всегда говорил Валентине Георгиевне Башкировой, которая в своё время поспособствовала тому, чтобы я приехал в Москву, что, если у меня будет возможность, я всегда буду рад оказать любую помощь. Интереса не было.

Я был рад поехать на семинары и то, что я увидел, поразило меня. Это то, что я представлял в своих мыслях, хотел реализовать, но, понятно, что ни финансово, ни организационно не мог в одиночку осуществить. Но был уверен, что знания нужно передавать. Чтобы собрались люди, чтобы был зал, мячи, команды. Всё, что я мыслил когда-то, всё, что фантазировал, я увидел сейчас в жизни. Более того, в офисе ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» я увидел, что это происходит уже много лет. Я уверен, что только так можно поднять интерес, баскетбол, а мы с Ильшатом Меляевым давали вещи профессиональные настолько, насколько мне моя жизнь предоставила выучить, познакомиться, и применить на практике. Это работа с командами уровня бронзовых медалистов Олимпийских игр, а также постоянные «Финалы четырёх» баскетбольной Евролиги.

То, что я увидел, объехав несколько регионов, к сожалению, говорит о том, что в подготовке баскетболистов в регионах есть большие пробелы, в первую очередь, нет методики, представлений об этом виде спорта как науке. До этого я не сталкивался с детским баскетболом ни в Москве, ни в других регионах, но города, которые я видел, говорят именно об этом. До этого я работал на самом высоком профессиональном уровне, а сейчас вижу, что детская подготовка на очень низком уровне. Кроме этого, не хватает методических материалов. К нам подходили в каждом городе, спрашивали, где взять методички, схемы, видео, говорили о дефиците этих вещей в регионе.

Для изменения ситуации нужно играть, встречаться, но также есть момент, который не упускают ни французы, ни испанцы, ни тем более американцы со своими академиями и дублирующими составами команд. Также с детского возраста шикарно обучены греки. И мы прежде, чем встречаться с ними и обыгрывать их, должны понимать, чего нам не хватало на Олимпийских играх, на Чемпионатах Европы. Например, в 2011 году, когда мы в полуфинале Чемпионата Европы проиграли французам 6 очков буквально на расстановке. Игроки обеих команд были одинаково атлетичные, одинаково хорошо реализовывали атаки, проявляли лидерские качества, демонстрировали психологическую устойчивость, просто в некоторых тактических аспектах, в обученности соперник имел над нами небольшое преимущество.

Для ликвидации этих пробелов мы и поехали в регионы-участники Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» проводить семинары, для этого и уделяли больше времени, чем нам отводилось. Мы видели отзыв и очень рады, что педагоги и тренеры проявляют такой интерес и внимание.  

– Какие пути развития детского баскетбола вы видите?

 

– Главное, конечно же, методика: необходимо издавать литературу, выступать, приглашать, общаться, проводить семинары не только в одном регионе, но и организовывать общий семинар для всех тренеров страны, как это делается во всей Европе. Я посещал семинары в Барселоне, Белграде, ездил на семинар FIBA на Крит. На эти семинары приезжали тренеры начинающие и уже имеющие достаточный багаж за спиной со всего мира. Семинары проходили в спортивном зале при участии специалистов NBA. В Сербии существует правило, если ты не прошёл в августе семинар, который организует Федерация Баскетбола Сербии, то лицензию ты не получаешь и весь год не имеешь права работать ни с какими командами. Да, это платное мероприятие, но ты должен быть методически обучен. На семинар приезжают тренеры НБА, Желько Обрадович, Душко Иванович, передаёт свои знания и Душан Ивкович. Эти великие тренеры проводят занятия для огромной аудитории сербских специалистов и для всех, кто приезжает на эти семинары. Ничего подобного в России я не вижу. Если бы и у нас провели семинар с участием известных специалистов, думаю, люди нашли бы возможность приехать. Конечно, не всегда есть финансовая возможность, мы живём в такой стране, но обучаться всё равно нужно.

В последнее время национальная сборная России начала ездить по городам, но они показывают лишь верхушку. Что может детский тренер почерпнуть из матча сборной? Увидеть результат, увидеть звёзд российского баскетбола, но методика, работа изнутри, правила, базовые технические, тактические навыки и знания – всё это можно почерпнуть только из семинаров, выступления профессионалов. Тренерам нужно давать теорию, основы спортивного питания и физической подготовки. Также важна медицинская часть: медикаменты, правила тейповки, стретчинга, разминки и многое другое.

Уверен, то, что мы с Ильшатом давали на семинарах, мало, кто из присутствовавших тренеров видел и знал, надеюсь, они будут применять полученные знания на практике.  

– Мнения о российской сборной всегда делятся на два противоположных лагеря. Какого из них придерживаетесь вы?  

– Всегда, когда кто-то что-то делает, он попадает либо под лавину обожания, либо под лавину критики. Это естественный процесс, никто на это не обращает внимания. Если люди умеют работать, они работают, а критерием их работы является результат. С 2009 года мы ездили с российской сборной на чемпионаты без Андрея Кириленко, Виктор Хряпа был травмирован, Тимофей Мозгов и Антон Понкрашов только начинали свою карьеру в сборной. И мы обыгрывали сборные многих стран: мы были седьмыми на Чемпионате Европы в Польше и на Чемпионате Мира в 2010 году. Мы слушали много всевозможных мнений, но у нас была методика. С Дэвидом Блаттом мы работали без отпуска, летом проводили для команды двенадцатидневный сбор, давали им различные технические и тактические моменты. Потому что постановка ног у взрослых ребят, работа рук, взаимопонимание партнёров отсутствовала. Это была сумасшедшая работа, огромный труд, но в итоге мы получили Семёна Антонова, Дмитрий Хвостов всегда присутствовал на этих мероприятиях, Никита Балашов хорошо выглядел на сборах. Потом подключился Андрей Кириленко, выздоровел Виктор Хряпа. В 2011 году мы получили «бронзу» на Чемпионате Европы, а в 2012 произошло историческое событие – сборная России завоевала «бронзу» на Олимпийских играх. И потом появилась лавина обожания, исчезли «диванные критики», которые видят итоговый результат и говорят: «Плохо». Поэтому я точно могу сказать, что надо знать методику, трудиться, терпеливо обучать, не обращать внимания на критиков, и обязательно будет результат.  

– Существуют ли в России школы или тренеры, которые готовы воспитывать из юных баскетболистов профессиональных игроков?

– Я уже говорил, что до того, как мы поехали проводить семинары «Школьный баскетбол и его особенности», я не был знаком с детским баскетболом. Я не принадлежал ни семье, ни жизни, я был целиком погружён в работу. Это растворение в баскетбольной деятельности заменяло мне всё. Во время моей работы в «Химках» и ЦСКА у меня не было отпуска. С 2005 по 2009 гг. я работал с молодёжной сборной России, в 2005 году мы выиграли Чемпионат Европы в Чехове. Затем я работал в мужской национальной сборной страны.

Но я точно знаю, что ту информацию, которую мы с моим коллегой передавали тренерам регионов, нужно использовать и в сборной России, и в любом российском и не только клубе. Энергетика, жажда знаний, жажда реализации Ильшата Меляева зашкаливает, что мне очень приятно, и я не пропустил ни одной секунды его лекций. Уверен, что высокие требования, максимально тактическая образованность, подкованность техническая и тактическая – всё это поможет тренерам на пути воспитания и развития талантливых баскетболистов. И неважно школьная это команда или профессиональная.  

– Насколько тренеры готовы воспринимать ту информацию и те знания, которые вы стремились им передать?

 

– Мы видели, что тренеры в регионах были счастливы от того, что мы встретились, от того, что они услышали. Многие говорили, что знали какой-то момент, а как к нему подойти или сделать, чтобы этот эпизод не случился в игре, не знали, а сейчас это увидели или услышали и находятся в шоке от того, что ничего не знают, но счастливы от того, что поняли, как это делается.

Нас благодарили за наши усилия, за наш труд, за то, что мы передавали накопленный за многолетнюю тренерскую деятельность опыт.

Нужно сказать, что, когда я начал работать в ЦСКА, мне тоже было непросто. Я учился, три месяца был в определённой депрессии, что я ничего не знаю, мало, что понимаю, потом у меня был комплекс, что я не могу знать так психологию, как Блатт, или методику и науку баскетбола, как Мессина. Время идёт, я систематизировался, попробовал работать сам с «Уралом». Не удалось пока реализоваться на 100 %, но мне в следующем году исполнится 50, я  считаю, что многие начинают и позже реализовываться, поэтому нужно быть готовым физически и морально, а шанс представится. Надеюсь, я смогу реализовать на деле всё, о чём мы сейчас говорим.

– Есть ли возможность у тренеров, у детей из регионов, которые вы посетили, стать профессионалами, работать или играть в профессиональных командах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– На семинарах мы не просто давали материал, но и спрашивали, отвечали на вопросы, обменивались мнением и обязательно после завершения семинара проводили круглый стол. По уровню вопросов, задаваемых нам, я не увидел пока, что люди обладают методикой и готовы двигаться дальше. Я всегда говорю, игроки ошибаются, ваша задача сделать так, чтобы эти ошибки не повторялись и второе ваше требование, это, чтобы один и тот же игрок не совершал две ошибки подряд. Готовьте команду и индивидуально игроков так, чтобы они не допускали простые, базовые ошибки, а ошибались в чём-то более сложном на более высоком уровне. Может по окончании семинаров его участники переработают наш материал, посмотрят ещё раз видео, закрепят услышанные знания, полученные навыки, действия. Все эти кусочки пазла нужно собрать воедино. Например, у команды может быть хороший день в нападении, но титулы выигрываются в первую очередь защитой и командным духом. Сочетание этих составляющих должно быть обязательно, а в детском спорте часто требуют результат любым путём. Поэтому потом оказывается, что ты, выиграв всё в России, приезжаешь в Европу, а тебя просто «разматывают», «раскатывают», потому что ты не обладаешь навыками защиты, не умеешь расставлять акценты в нападении, не владеешь методикой. В результате мы получаем панику и шок на площадке.

Мы приняли участие в этом проекте как раз для того, чтобы в России через 5, 10, 20 лет было больше профессиональных тренеров, больше интереса к баскетболу и больше побед.

– Что для вас значит баскетбол?

– Баскетбол – жизнь, это банально. Но когда у меня нет возможности работать, я не живу, можно сказать, я просто существую. И вот сейчас за время, проведённое на семинарах, я получил такой адреналин. Если сравнить баскетбол с чем-то неспортивным, я думаю, что это не что иное, как самая интересная и важная составляющая жизнь человеческого бытия – чувства между мужчиной и женщиной. Прелюдия – это огромный труд, подготовка, включение всех факторов, потом пик напряжения, максимальные усилия во всех аспектах и взаимопонимание между игроками команды, между партнёрами. Этот пик – момент высшего наслаждения, когда ты представляешь страну, стоишь на пьедестале, в твою честь сыплется дождь, играет гимн, льётся шампанское. Тебе вручают медали и весь мир, все медиа, все жители планеты поздравляют тебя и преклоняются перед твоими достижениями!

– ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» – это…

– Правильнее всего сравнить Школьную баскетбольную лигу «КЭС-БАСКЕТ» с огромной работой по воспитанию подрастающего поколения. Это то, что позволяет нам не говорить о том, чем дети занимаются во дворах после школы, и даже если вместо школы они в зале, это чувство партнёра, изучение типажей, человеческой натуры. Есть хитрецы, наглецы, скромняги, умники и даже тормоза. Все они перед вами – 15 человек. Задача тренера разобраться, изучить их. Ведь мы выходим на площадку в стрессовой ситуации, это практически спортивная война, никто не хочет проигрывать. Для победы нужно знать, чего ждать от каждого из игроков. Обладая знаниями, здоровьем и характером, все хотят выигрывать, работают над тем, чтобы достичь результата. И то, что делает Лига, то, что я вижу: фотографии, уйму пьедесталов, интереса – это не что иное, как вовлечение людей в процесс формирования будущего поколения. Будут методики, будут дети, они обязательно вырастут в игроков студенческой или профессиональной Лиги. Даже если эти игроки не станут звёздами, они не выброшены на улицу, они не предоставлены сами себе, не разрушают страну изнутри, а что-то делают, чтобы наша страна стала могущественней, а гордость за неё только преумножалась. Думаю, все согласятся, что если мы наведём порядок на улицах, будет порядок у нас и во всех остальных сферах.

– С высоты вашего опыта, что вы можете сказать начинающим игрокам, тренерам, менеджерам команд?

– Игрокам в первую очередь я желаю, чтобы у них были «сумасшедшие» родители. Сумасшедшие в том плане, что формирование молодого человека происходит под воздействием среды. Если родители будут «сумасшедшими», будут таскать, будить и заставлять его, будут покупать форму, договариваться о тренировочном времени, арендовать зал, брать дополнительные занятия – всё это позволит ребёнку быть сильнее индивидуально. Соответственно, команда будет тем сильнее, чем больше в ней индивидуальностей. Поэтому игрокам я желаю иметь именно такую среду и, чтобы им повезло встретить тренера, который готов быть педагогом в личностном и методистом в профессиональном плане.

Тренерам желаю не забывать читать, учиться, образовываться, посещать любые информационные мероприятия. Любые знания важны. Имейте свой стиль, своё кредо, уверенность, но вы должны образовываться, смотреть и читать – посвящать этому всё свободное время. Кто будет так жить, действовать, тот обязательно добьётся успеха, и мой пример тому подтверждение.

Для менеджеров самое важное любить баскетбол в себе, а не себя в баскетболе!

Конечно же, всем желаю достижения самых смелых и высоких целей в баскетболе и в жизни! 

 

Другие новости