Сергей Белов. О Лондоне и не только.

ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» (далее – КБ): Сергей Александрович, завершились ХХХ Олимпийские игры, утихли эмоции. Для спортивного сообщества пришла пора спокойно оценить результаты и начинать выработку программы действий на ближайшее, и не только, будущее. Какими эти Игры были для Вас и что запомнилось, что стало открытием, что разочарованием, как в общем, так и в плане выступления российской сборной?

— Если рассматривать Олимпиаду как событие, то, думаю, она прошла на должном уровне, хотя в этот раз могу судить об этом только со стороны. Но есть ряд вопросов, которые слегка «смазывают» впечатление от праздника спорта и человеческого единения, которым для меня до сих пор остались олимпиады. Спортивная сторона – впечатляюща, 39 мировых и 56 олимпийских рекордов, интересные и упорные игры и выступления в командных видах спорта тому подтверждение. Хотя церемонии Игр служат визитной карточкой события, они сейчас превратились в этакую накатанную вещь, фееричность которой зависит от потраченных на неё денег, да и после Москвы (смеётся) и Пекина, сложно выдумать что – либо кардинально новое. Организационная сторона, по всей видимости, не могла претендовать на идеальность – вспомните, сколько минут до нашего олимпийского чемпиона Валерия Борчина, потерявшего сознание на двадцатикилометровой трассе спортивной ходьбы, добирались врачи. Достаточно много скандалов судейских — фехтование, спортивная гимнастика, бадминтон, трековые велогонки. Непонятны для меня ряд решений в боксе, в борьбе, я не говорю сейчас в чью пользу, я говорю, что решения были достаточно странные, особенно в таких «визуальных», как я их называю, видах спорта, где нет чёткого критерия оценки, выраженного в сантиметрах, секундах, килограммах. Когда на открытии читают клятву спортсмены и судьи, я считаю – это кокетливая профанация, потому, что нарушив клятву, судья, в подавляющем большинстве случаев, никакого наказания не несёт, а для спортсмена из – за судейской ошибки, ангажированного решения судей, недоработанности применения морально – этических норм, начинается «весёлая» жизнь, зачастую ведущая к завершению карьеры. Вспомните Немова, Хоркину, Бережную с Сихарулидзе, из лондонских примеров – корейская  фехтовальщица Син А Лам, белорусска Надежда Остапчук, азиатские бадминтонисты и велосипедисты — трековики. Лондон показал, что тема допинга постепенно теряет остроту, а тема судейства и правоприменения в спорте становится основной, ведь отсоревновавшиеся в Лондоне спортсмены, прошедшие допинг – контроль и получившие медали, не могут быть уверены, что через пару, а может через десяток лет, медали и звания не отберут – вспоминаем Мэрион Джонс, да и ряд хороших американских баскетболистов хочет получить второй комплект золотых олимпийских медалей. Но я думаю, что тут больше вопросов к руководителям МОК, в каком плане будет развиваться олимпийское, да и по большому счёту, мировое спортивное движение в плане судейства и правоприменения. С моей стороны это не выбрасывание негатива, а вопрос о том, будут или нет когда – либо решаться эти вопросы?

КБ: Предлагаю вернуться к нашему любимому баскетболу. Как оцениваете в целом баскетбольный олимпийский турнир? Какие команды и персоналии привлекли внимание, может быть, разочаровали?

— Скажу честно, как спортсмен, как тренер, я чего – то нового для себя не открыл. В мужской части никаких сенсаций не случилось, считаю, что в финале играли те команды, которые и должны были там играть. Поражение испанцев от российской команды внесло некоторую сумятицу, и им пришлось проигрывать и бразильцам, чтобы не «попасть» на команду США до финала…

КБ: То есть, считаете, что, всё – таки, «пришлось» проиграть?

— Вне всяких сомнений. Но, я не считаю возможным осуждать испанскую команду – в вопросах турнирной тактики каждая команда, каждый тренер решает эти вопросы, как считает нужным, хоть это и идёт вразрез со спортивными идеалами. Да и сложнодоказуемые это вещи. У меня возникает другой вопрос: почему тогда дисквалифицировали бадминтонистов за якобы «слив»? А, что касается испанской сборной в общем, то если вспомню испанцев своего спортивного времени, то это была самая «ураганная» команда, в противовес нынешней самой «ходячей», пытавшейся на одном классе, без лишних усилий выиграть все игры, и кроме финального матча, не показавшей ничего интересного. Хотя, опять же, как к этому относиться: серебряные медали и достойная игра в финале, помогут забыть турнирную псевдопродуманность и зашкаливающий прагматизм.

В целом, мужской баскетбольный турнир был достаточно интересен, было много напряжённых матчей, где победитель определялся в самой концовке, было видно, что многие команды могут прибавить к важным матчам. В женской части – напротив, абсолютно ясен фаворит, и было неясно, за счёт чего  могут прибавить остальные команды.

Считаю, что становится более явной ещё одна проблема, свойственная не только баскетболу – это снижение отдачи игроков в играх за сборные своих стран, по сравнению с играми за свои профессиональные клубы. Испанцы, интересные бразильцы и аргентинцы, команды, где присутствие игроков НБА весомо, в баскетбольном турнире это подтвердили. Думаю, что в ближайшем будущем мы увидим снижение накала страстей на баскетбольных площадках чемпионатов мира и олимпийских игр, так как при таких напряжённых сезонах в НБА, а теперь и у европейских команд, игроки объективно не смогут показывать ту игру, на которую способны.

КБ: Разговор о выступлении наших баскетбольных сборных, я бы разделил на две части по гендерному признаку – выступление мужской и выступление женской сборной. С какой начнём?

— Скажу сразу: мне очень понравилась наша мужская команда. Команда достаточно ровно прошла весь турнир, я не говорю, что она была обязана выигрывать у сборной Испании второй раз, на самом деле могли проиграть и гораздо раньше и не только испанцам, но боролись, по сути, не «провалились» ни в одной игре. Я считаю, что в организационном плане, наша команда была сильнейшей на турнире, баланс между защитой и нападением был оптимальным. Наша защита – тоже в копилку лучшего на турнире. Я никогда не работал с Дэвидом Блаттом – могу говорить, только наблюдая со стороны, но мне кажется, что ему удалось в какой – то степени понять загадочную русскую душу.

КБ: ???

— Я имею в ввиду, что хорошую организацию, он сочетал с необходимым количеством импровизации. Как показал многовековой, не только баскетбольный опыт, если русского человека поставить в какие – то жёсткие рамки, на какие – то рельсы, загнать в туннель, то ничего хорошего из этого не выйдет ни для человека, ни для дела. Дэвиду удалось найти баланс защиты и нападения, жёстких схем и импровизации. Команда практически всегда знала что делать, за редким исключением. Конечно, «серебро» гораздо лучше «бронзы», но «бронза» абсолютно чётко завоёвана – она не свалилась с неба, потому, что остальные команды были слабее или была какая – то нечеловеческая «везуха» в игре за третье место. Поэтому, для себя, ставлю мужской команде твёрдую «четвёрку с плюсом».

КБ: Не буду бороться с искушением, задать вопрос о персоналии, которая на слуху у российских, а теперь и не только, любителей баскетбола,  и назову имя – Алексей Швед.

— Для меня, Лёша как игрок – лучик света в тёмном царстве за последние пару лет и в ЦСКА и в сборной. Хотя, мне кажется, что иногда свободы действий чересчур много у него в распоряжении. Что касается перспектив в НБА – сказать сложно, всё это зависит от очень многих вещей: от того как себя поведёт в команде, от тренеров, от того, перестроится в игре в обороне или нет, подтянет или нет физические кондиции и так далее. Но самое главное, сможет или нет, стать винтиком в высококлассной машине под названием профессиональная команда, при этом не растерять свои лучшие качества и занять достойное место в головах специалистов и сердцах болельщиков. У Андрея Кириленко — это получилось, у Дражена Петровича, которого в Европе называли Моцартом баскетбола – нет, и только, к сожалению, в свой последний сезон в «Нетс», Дражен адаптировался к другим требованиям, а может и нашёл свою команду. А это вопрос уже человеческого содержания и интеллекта, и здесь, ввиду отсутствия совместной работы с Лёшей, ответственно сказать не возьмусь. Ну, а промахи и спады в игре – для меня их затмил действительно нужный трёхочковый в игре с Аргентиной – можно по обезличенной, не учитывающей всех тонкостей игры, статистике, бросить десять раз, попасть один, и благодаря последнему точному, команда выиграет, а можно, наоборот, девять попасть, последний «смазать» — и команда проигрывает. Пожелаю Лёше удачи в НБА, и понимания того, что эту высокую вершину надо просто взять – других вариантов для стоящих спортсменов, и, что сложнее, людей, просто не существует.

КБ: С мужской частью разобрались. Прекрасная половина российского баскетбола?

— Здесь не буду миндальничать: считаю, что женская сборная турнир провалила. Но, оговорюсь, я там не был и не знаю всей «кухни». Ну, а если взгляд со стороны плюс отзывы людей с достаточной компетенцией, присутствовавших на Олимпиаде, то: команда не была организована как коллектив, команда не была организованна на достижение результата, игроки вели себя достаточно свободно, не готовясь подобающим образом к играм. Если мужская команда выглядела коллективом, то женская – антиколлективом. Я считаю, что столько лет проигрывать, например, сборной Франции – это недостойно российского женского баскетбола. Хотя, я понимаю, почему это произошло — опять эти безумно завышенные гонорары, бесчисленное количество легионеров в сильнейших клубах, беру УГМК, «Спартак – Видное», женский ЦСКА, в недавнем прошлом. Все эти вещи приводят к тому, что у людей пропадает чувство конкуренции за своё место, и с течением времени становится всё меньше квалифицированных российских игроков. Ещё будучи на посту президента РФБ, я предупреждал всех руководителей клубов, что засилье легионеров, переманивание и беготня игроков из клуба в клуб, приведут, в том числе, к завышенным суммам контрактов у российских игроков, которые будут или нет играть соответственно выплаченным деньгам, ещё вопрос. Это, кстати, касается не только женского российского баскетбола. Ну, а в целом, считаю результат женской команды – это закономерное отображение дел в женском российском баскетболе. Игрока – героя, спасающего в одиночку матч, как это получалось в паре игр у Бэкки Хэммон, кстати, воспитанницы не совсем российского баскетбола, не образовалось, и неудовлетворительную оценку нашей сборной выставляют уже даже не американки. Ну, а Бекки, скорее всего, и не могла сыграть лучше для команды, так как её место, как исполнителя экстра – класса, в завершающей фазе атаки – в проходах, в бросках, но никак не в двадцатисекундном стуканье мяча о паркет с последующей передачей.

КБ: Прошедшие Игры – уже история. Впереди Олимпиада – 2016 в Рио – де — Жанейро. Не распространяясь на всю спортивную отрасль страны, хотели узнать о Вашем видении шагов, необходимых для того, чтобы призовые места российских баскетбольных сборных не расценивались как небывалая удача, а стали стабильным результатом развития баскетбола в стране?

    — Распространяться бы и не стал по двум причинам. Во – первых, и так всем известно, чем было вызвано снижение градуса спортивной жизни в нашей стране в конце советской и начале новой российской истории, и баскетбол не был единственным пострадавшим видом спорта. Во – вторых, для меня уже давно более важно не кто, что скажет, а кто что сделает и результат этих действий. Что касается баскетбола, то здесь тоже бы разделил на две части: сборные и всю остальную баскетбольную структуру.

Со сборными всё относительно ясно – всё зависит от тренерских назначений, как в случае с женской, так и с мужской командой. Но при любом назначении, я бы на месте главного тренера сборной начал с разговора с потенциальными кандидатами на участие в Олимпиаде в Рио – де – Жанейро (при учёте возраста, состояния здоровья, способности к необходимому команде изменению игрового амплуа и т. д.), причём вот в каком ракурсе: согласен ли, обязуется ли игрок, на ближайшие четыре года сделать игру в сборной, как минимум, равной в плане приоритета, игре в своём клубе, гарантирует ли полную самоотдачу в играх за сборную. По итогам общения уже и можно было бы формировать состав сборной, который обкатывался, сыгрывался бы за оставшееся время до Олимпиады. Да и всем ребятам и девчонкам – сборникам, тренерам, пожелал бы почаще вспоминать, что за тобой сто сорок миллионов, гимн, флаг, Великая Отечественная и Гагарин. При таком подходе, можно было бы быть уверенным, что сделали всё, что могли для достойного выступления, в противном случае – только очередной раз надеяться на чудо или авось.

С остальной баскетбольной структурой сложнее, в силу многоплановости и обширности темы, но я предлагаю предпринять реальные шаги для построения пирамиды «школьный баскетбол, спортивные школы – студенческий баскетбол – профессиональные команды – сборные». Объясню почему. Считаю, что разрешение проблем сборных команд, лежат в плоскости развития баскетбола как вида спорта. Посмотрите, сейчас мы заслуженно ценим Дэвида Блатта, потому, что команду без наличия звёзд привёл к олимпийским медалям. Спрашивается, почему тренер сборной должен проявлять чудеса баскетбольного образования, смекалки, психологического дара, интуиции и много ещё чего, чтобы сборную страны с немаленьким населением, наличием баскетбольной инфраструктуры и традициями, привести к медалям Олимпиады? Где конкурентноспособные спортсмены? Народ стал менее талантливым? Нет. Баскетболом стали заниматься меньше? Отнюдь. Тогда, может какие – то системные сбои происходят? Скорее всего — да, других объяснений не нахожу. В каких – то моментах – во время школьного обучения, при переходе из школьных команд в вузовские, далее – в команды мастеров, мы теряем талантливых ребят. Думаю, неопределённость государственной позиции в ряде вопросов спортивного строительства и неработающие вертикальные и горизонтальные связи в собственно баскетбольной структуре, этому способствуют. Например, самому массовому (около 1 500 000 участников!) баскетбольному российскому проекту – нашему Чемпионату ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ», с боем каждый год приходится доказывать свою востребованность среди юных баскетболистов, родителей, педагогического состава школ, федеральным министерствам для того, чтобы государство организационно и слегка финансово приняло участие в реализации своих функций в спортивной, оздоровительной и воспитательной областях формирования подрастающего поколения. Если вернуться к спорту высших достижений, то вспомните супердостижения спортсменов ГДР, посмотрите на Китай, где подход был и есть следующий – отбор талантливых из максимального числа ребят с последующим подобающим обеспечение всех аспектов спортивной деятельности. И если второе мы обеспечить почти можем, то отбирать талантливых ребят разучились – без участия государства, то есть системных изменений в подходах, без помощи в развитии проектов, подобных Чемпионату ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ», сложно будет что – либо изменить.

Например, с Ассоциацией студенческого баскетбола наши совместные действия достаточно успешны – с каждым сезоном всё больше школьников попадают в вузы по баскетбольной «протекции». Спортивные школы – отдельная, незаинтересованная в постоянном притоке талантливых ребят, сторона, что при централизованном проведении массовых соревнований (например, нашего Чемпионата), то есть при  облегчении отбора – странно. Да и отбор в спортшколы, тоже страдает – ныне всё больше игроков спортшкол – это ребята, родители которых могут осилить тренировки, экипировку, обучение, выезды на соревнования финансово, а не те, кого отобрали тренеры, посещая школьные уроки физкультуры и дворовые стритбольные «зарубы». С возрастными критериями спортивного мастерства тоже не всё в порядке: меня бы, в своё время, выбравшего окончательно вид спорта в 18 лет, сейчас уже в 15  — к тренировкам в спортшколе не допустили бы. Посмотрите на стремительный рост стритбольного движения – оттуда кого – либо взяли в те или иные составы профессиональных команд? А если вспомнить количество звёзд НБА, прошедших серьёзную стритбольную школу, и понимание того, что именно при отсутствии условий, достойной экипировки, излишнего пижонства, и уравнивающей самобытность пацанёнка, руки тренера, воспитываются личности и таланты в спорте, то не возникают вопросы и мысли о несовершенстве системы?         

Конечно, задачи и вопросы, о которых я говорю, глобальны и касаются всех – государственных органов, Российской Федерации баскетбола, клубов, специалистов и всей баскетбольной общественности. Разные задачи, разные цели, разные возможности и разные методы, сложно увязать в эффективную систему, но думаю, понимание того, что российский баскетбол уже не может функционировать настолько неэффективно, всем очевидно. Есть таланты, есть опыт, есть деньги – главное ввести в систему принятия решений госорганов, федераций, лиг и клубов,  понятие эффективности проводимых мероприятий, реализуемых программ и проектов, выделяемого финансирования, для российского баскетбола, как вида спорта и предмета национальной гордости. Тогда и спортивные олимпийские победы, не заставят себя ждать, да и с массовостью, и со здоровьем подрастающего, и не только, поколения всё будет гораздо лучше.

КБ: Спасибо, Сергей Александрович, рады, что наш разговор получился не только «олимпийским».

 

                                                           Беседовал Игорь Корнейчук

Другие новости