Карамельные конфеты. 6 вещей, которые мы не знали о «Никс»

«Нью-Йорк», оказавшийся наверху таблицы – главное открытие старта сезона. Блог «Фонарь» выделяет 6 аспектов, о которых мало кто подозревал.

 

1. Майк Вудсон может построить эффективное нападение

Типаж Майка Вудсона настолько ясен, настолько хорошо знаком, что от него не ждали никаких подвохов. Блестящая лысина, сдвинутые домиком брови, суровая борода, сквозящая в каждом действии готовность проучить зарвавшегося хулигана, полное отсутствие чувства юмора – это был тот случай, когда облик отставного копа казался наилучшим воплощением внутреннего мировоззрения.

Вудсон ставил своей «Атланте» образцовую защиту, вводил суровую дисциплину, не боялся показать верность принципам в конфликтах со звездами и упрямо долбился своей лысиной в потолок второго раунда. Рано или поздно он бы его сломал: так же, как его воображаемый альтер-эго сокрушал кирпичи головой. Только Вудсона выставили за дверь: он казался старомодным, консервативным, ограниченным солдафоном. Да, ему можно было доверить резвящихся детишек и ни о чем не беспокоиться. Но для серьезных задач он вроде как не подходил: коуч застенчиво предпочитал айзо-вариации всем остальным изыскам и не собирался меняться. Да даже если бы хотел – такие люди не меняются.

Возможно. Только первые восемь матчей показали совсем другое: Вудсон сумел построить атакующую модель, которая подходит именно подобранным игрокам. Пик-н-роллы, заслоны без мяча, акцент на игру в посте и быстрое движение мяча по периметру – эта система построена вокруг неожиданного мощного форварда Кармело Энтони, она становится эффективнее из-за присутствия двух разыгрывающих на площадке, она сложнее для соперников из-за вынужденного смолл-болла – но это все не причины сбрасывать ее со счетов. Сейчас это одно из самых эффективных нападений в лиге и к нему стоит присмотреться. К пасам в пост на Кармело Энтони, к своевременной реакции на дабл-тим, к двойкам Фелтона, открывающим простор для снайперов, к изменению движения и активному задействованию двух разводящих.

Так выглядит, наверное, самая симпатичная атака лиги прямо сейчас – и нет ничего, что более бы контрастировало с устоявшимся образом Майка Вудсона. Возвращение Амаре Стаудемайра и остальные грядущие проблемы покажут, списал ли отставной вояка эту любовную поэму или просто пересмотрел собственную жизненную позицию.

2. Майк Вудсон может влиять на Кармело Энтони

Сейчас сложно признаться, что мы все ошибались в отношении Кармело Энтони, так что просто не будем этого делать. Не стоит спустя три недели после старта сезона говорить, что Мэло повзрослел, оценил степень ответственности и взялся за ум. Для этого пока совсем не время: сейчас можно просто сказать, что Майк Вудсон – тот самый тренер, которого заметили только тогда, когда он сбрил себе брови, тот самый тренер, которому не предложили контракта в выведенной им на совсем другой уровень «Атланте», и тот самый тренер, который лишь чудом усидел на своем качающемся стуле после кардинального перелома в игре команды в прошлом году – может найти подход к Кармело Энтони и превратить его в принципиально иного игрока.

Красуется ли он? Если только у него изменились идеалы красоты – полеты на третий ряд к любителям поп-корна выглядят так себе. Старается ли понравиться сам себе? Тогда в пыхтении на спине толстозадого Рэндолфа стоит видеть какое-то извращение. Отбирает ли он все броски у партнеров, бросая через три руки? Мэло – краеугольный камень нападения Вудсона, только его значимость становится еще сильнее, когда он подключает снайперов, инициирует движение мяча, делает партнеров лучше. Считает ли он статистику главным измерителем таланта? Для Энтони это худший сезон по статистике, но по какой-то странной причине он не пытается себе ее поднять. Забывается ли он в мыслях о ЛаЛе, когда нужно бежать за оппонентом? Бывает. Только после этого он получает такой профилактический патрон от коуча, как это было в игре с «Орландо», когда Мэло не бежал за своими визави, что его ответственность за общее дело к нему мгновенно возвращается.

Мэло не идеален и порой напоминает себя прежнего. Хотя представить его с розовыми бантиками после рубок на щите, еще недавно лучшего в команде показателя по подборам и явного прогресса в защите хочется все меньше.

И еще одна вещь откровенно пугает. В игре с «Сан-Антонио», когда «Никс» завершили матч на мощном рывке и убивающем Паркера Фелтоне, Кармело перед одной из решающих атак подозвал партнеров к себе и сказал: «Используйте меня как приманку». Когда думаешь, что эту фразу довольно сложно было перепутать с привычным «Давайте сюда мяч и идите в буфет», становится как-то не по себе.

3 Джейсон Кидд гораздо больше, чем разыгрывающий

Вообще, чисто умозрительно победы «Никс» не должны бы смущать. Имя Джейсона Кидда неотделимо связано с победами. Только вот ему 40, он должен был играть по 15 минут и в основном влиять на философию команды в раздевалке, а не на паркете.

Травма Шумперта предопределила появление в старте Джейсона Кидда, а тот стал едва ли не главным компонентом успеха.

Кидд вроде бы давно всем все доказал. Он был единоличным лидером, тащившим команду в одиночку. Он был лучшим разыгрывающим лиги, сделавшим приличных игроков из таких персонажей, как Ричард Джефферсон и Кеньон Мартин. Он сумел изменить свою игру и начать бросать больше трех, выйдя на лучшие цифры к концу карьеры. Он сумел стать идеальным помощником для Дирка Новицки в преклонные для баскетбола годы.

Майк Вудсон попросил у него кое-что еще – выходить на месте второго номера, защищаться против атакующих защитников и играть без мяча. В 40 лет Кидд по 25 минут за вечер все так же ложится костьми в защите, старается еще и помочь остальным и ставит все растущему возрасту красочные блок-шоты. Он снова ведет за собой. Теперь не пролезая через всю защиту с эффектной скидкой, а просто своим примером, своим отношением. Джейсон Кидд, по-прежнему, самый умный игрок в лиге, и все хорошее, что происходит в команде, не может не быть связано с ним.

4. Нью-Йорк – единственное место, где Фелтона не мучает депрессия

Переезды плохо отразились на фигуре Рэймонда Фелтона: болезнь имени Эдди Карри привела к окончательному превращению в колобка и логичному фиаско в «Портленде». Его заметный прогресс времен «Никс» связывали, прежде всего, с системой ран-н-ган. Тогда так и говорили: Майк Д’Антони даже из Фелтона сделает Стива Нэша. Но он решил вернуться – в городе, окружающем сиянием софитов, делающем любого супергероем и не стесняющемся признаваться в любви кому попало, ему комфортнее всего.

Сейчас как-то забавно думать, что кто-то всерьез полагал, что он не сможет стать даже адекватной заменой Лину. Прежний Фелтон, резкий, даже стремительный, не оставляющий времени на раздумья, работящий – тот самый мотор, который двигает всю конструкцию вперед. Он где-то примитивен. Он сознательно ограничивает себя отработанными до автоматизма маневрами. Только этого вполне хватает здесь и сейчас. В выигранном благодаря феноменальному рывку в последней четверти матче с «Сан-Антонио» разыгрывающий «Никс» устроил пик-н-ролльную резню бензопилой и нокаутировал Тони Паркера.

Вместе с этими партнерами, в рамках этого баскетбола Фелтон максимально эффективен. Его статистические показатели практически не отличаются от прежних лет, вот только в «Никс» они имеют совсем другой фон. Где-то это был коренастый парниша, неоправданно много берущий на себя и подрывающий игру своей команды. У Вудсона – продуктивный, заставляющий атаку работать без существенных проблем, охотно разделяющий свои функции с другими первый номер.

Этим летом Фелтон впервые в жизни работал над своей игрой. Позориться в Орегоне – совсем не то, что позориться в Нью-Йорке.

5. Джей Ар Смит – претендент на звание лучшего шестого игрока

Остается надеяться, что у Джорджа Карла сломался телевизор или просто нет времени: моменты, когда Энтони поднимает игрока фэйком, откидывает на дугу Джей Ар Смиту, тот показывает бросок и передает обратно под кольцо, заставляют ежесекундно щипать себя.

В Джей Ар Смита уже давно никто не верит. Когда-то он выходил со скамейки, взрывал игру трехочковыми, куражился на кольце, штампуя собственную коллекцию лучших данков года, и казалось, что ему не хватает совсем чуть-чуть. Немного рациональности, немного стабильности, немного грамотного самовосприятия, и Смит мог бы стать Джеймсом Харденом до того, как мир узнал о существовании Джеймса Хардена. Вот только тюрьмы, татуировки, банда и прочие атрибуты правильного пацана все больше заслоняли это и наконец скрыли совсем. На Смита посмотрели трезвым взглядом и увидели не потенциал, а горькую реальность: неуправляемого индивидуалиста в приспущенных штанах, за полгода пребывания в Китае заплатившего миллион долларов в качестве штрафов.

Это видели все, кроме Майка Вудсона. Сначала он научил Смита все же натягивать штаны, а потом дело пошло. В свой абсолютно лучший сезон Джей Ар не просто похож на приличного человека, он еще и показывает самую разностороннюю игру в своей карьере. За 34 минуты на площадке – 16,7 очка, 5,1 подбора, 1,7 перехвата, 3,0 передачи и 63,6 процента трехочковых. Вы можете по-прежнему тереть глаза каждый раз, когда Смит предпочитает передачу броску, ставит заслоны, участвует в командной игре, не пытаясь побыстрее шмальнуть по кольцу, забывает о мельнице/развороте на 360, после которых мяч попадает в дужку и улетает, не лениться на своей половине. Даже не Кармело, а Джей Ар Смит – лучший индикатор того, что в раздевалке «Никс» происходит что-то невероятно таинственное: атмосфера, созданная видевшими все ветеранами, целебным образом действует даже на неизлечимых раздолбаев.

6. Костяк задает ритм, который меняет представление об игроках

И это, наверное, главное. Новые «Никс» – это не просто комфортная для всех система нападения, взрослый Кармело, сбросивший вес Фелтон, мудрый как никогда Кидд и подтянувший штаны Смит. Новые «Никс» – это новый дух, новая психология, которая затрагивает всех и позволяет каждой части быть в этой системе кем-то принципиально иным, учиться чему-то новому для себя у остальных. Рашид Уоллес привыкает к вспомогательной роли, ограничивает общение с судьями и видит себя в качестве играющего тренера. Ронни Брюэр неожиданно рядом с такими партнерами почувствовал в себе снайперские способности. Кармело Энтони учится жертвовать ради чего-то большего, чем собственное эго. Джей Ар Смит борется с болезненной страстью к необязательным броскам. И все вместе они пытаются трудиться под пристальным надзором Тайсона Чендлера сзади.

Все эти изменения совершенно не обязательно имеют перманентный характер. И по-прежнему остается ощущение исправительного лагеря для трудных подростков: рядом с повидавшими товарищами под руководством суровых лысых мужчин гламурные подонки с трудом идут к исправлению и могут соскочить в любой момент.

Они могут покатиться к рецессии уже завтра. Или послезавтра, когда травмы и тяжелый ритм выведут из строя ветеранов. Или когда их станет слишком много, и несовместимость Кармело и Стата убьет все лучшее. Только это не важно. Они уже удивили, а значит, сезон больших надежд оправдывает себя.

 
VK — «Фонарь»

Другие новости