Александр Дубовицкий: «Система обучения предельно простая: получил 2 в день игры — не выходишь»
Мы уже писали про представителя московского баскетбола в NCJAA Александра Овчаренко. Наш следующий гость покоряет Коннектикут.
— Расскажи о том, как начинал играть в баскетбол.
– Ну начнем с того, что я пока еще не в NCАА. Сейчас я играю свой последний год в Marianapolis Prep. Наша конференция является сильнейшей в США среди школьников, поэтому все организовано на хорошем уровне и проходных игр практически не бывает. После окончания этого года я планирую пойти в НСАА.
Я начинал заниматься баскетболом в «Тимирязевской» спортшколе у Филина Игоря Николаевича, но впоследствии перешел в «Глорию» и играл под руководством Афоничева Владимира Владимировича до отъезда в США летом 2010 года.
— В какой школе сейчас учишься?
– Моя школа находится в маленьком городке Marianapolis PrepЭто примерно в часе езды от Бостона. Школа католическая, поэтому много времени уделяется религии. Что касается баскетбола, то программа здесь хорошая, каждый год игроки переходят в первый дивизион NCАА и выступают там на хорошем уровне. В сезоне мы много раз встречаемся с командами Топ-25 Америки и, по неофициальным данным, входим в число лучших 50 школ.
— Расскажи про сами тренировки: длительность, на что делается акцент?
– Начну с того, что мы тренируемся каждый день. Сейчас идет предсезонка, поэтому каждый день у нас игровая тренировка. Это сделано для того, чтобы нас смотрели тренеры из университетов. Плюс каждый игрок получает программу физической подготовки к сезону и план по питанию. Все это мы делаем с тренером по физподготовке. Каждый вечер у нас часовые индивидуальные тренировки. Тренер сказал, что с первого октября мы начнем тренироваться в 6 утра. Сезон начинается в середине ноября, так что будут полноценные трехчасовые занятия. В тренировках основой упор делается на отработку командной защиты и комбинационного нападения. Плюс у нас также ежедневные индивидуальные тренировки. В общем, тренируемся много. Выходные бывают редко.
— Какие условия жизни?
– Условия неплохие, живем в общежитие. В одной комнате по два человека. Я живу со своим другом из команды. Кормят нас хорошо. Скучно почти не бывает, всегда есть чем заняться, зал, качалка в трех минутах от дома. У нас сложился хороший коллектив в команде, мы все время шутим, часто друг над другом.
— Какие требования по учебе для басктеболистов?
– Система обучения предельно простая: получил 2 в день игры — не выходишь. Средний балл за первые три месяца ниже 2 (высшая оценка — 4) — не участвуешь в играх весь сезон. Уровень образования здесь высокий, и тренеры каждый день нам говорят о важности высоких баллов на экзаменах и среднего балла в школе.
— Сколько тратишь на жизнь?
– Думаю, что долларов 300 в месяц. В школе нам выдают и кроссовки, и одежду, так что особо тратить деньги не надо. Помню, когда играл в Бруклине с Александром Овчаренко, приходилось тратить намного больше, так как нас вообще никак не кормили, и мы жили сами по себе. После окончании школы я думаю пойти в университет NCАА. Интереса из университетов первого дивизиона ко мне достаточно. В двух университетах я уже побывал на тренировках. Посмотрим, что будет дальше. После окончания колледжа я хотел бы продолжить играть в баскетбол в Европе. Даже не могу представить, что буду в жизни делать, если не буду играть в баскетбол.
— Не хочется вернуться в Россию?
– Мне всегда хотелось играть в России. Если бы у меня здесь все хорошо получалось, вряд ли уехал. Так что думаю, когда решу начать профессиональную карьеру, в первую очередь, буду рассматривать предложения из России. Но до этого еще долгий путь, который надо пройти.
— Чем американский стиль жизни отличается от российского?
– Сложно сказать. Люди моего возраста, наверное, проводят время примерно одинаково. Гуляют с друзьями, ходят на концерты, веселятся одним словом. Все, как и в России. Думаю, что разница в образе жизни чувствуется у взрослых. Например, мои родители любят выбираться за город, проводить время с друзьями. Американцы наоборот в основном живут в своем доме в получасе езды от крупного города, мало выбираются куда-нибудь, подключают себе кабельное и все время проводят в своем доме практически в одиночестве.
— Чем американская школа отличается от русской?
– В тех места, где я учился, самое большое отличие от России — в дисциплине. Мы должны каждый день быть в одежде, соответствующей определенному дресс-коду, опаздания на уроки недопустимы. Разговор с учителем на повышенных тонах недопустим. Один игрок в прошлом году два раза был отстранен от уроков на 3 дня из-за того, что резко ответил учителю. Из-за этого ему пришлось пропустить несколько игр.
— Тяжело ли было воспринимать информацию на английском языке?
– Вначале было непросто, я знал какие-то слова, но произношение было ужасным. Люди очень часто не понимали меня. Я просто стал все время разговаривать на английском, как мог, и это принесло свои плоды. Сейчас многие в команде уже принимают меня практически за американца. Я спокойно могу общаться на английском в какой угодно форме. Хотя произношение слов страдает до сих пор.
— Ездил ли на матчи команда WNBA «Коннектикут Сан»?
– На матчи «Коннектикут Сан» не ездили, да и не планировали. Зато ходили на игры университета Providence. Это хороший университет, который играет в одной из сильнейших конференций в NCАА. Он находится в 45 минутах езды от нашей школы, и у них потрясающая 12-тысячная арена. Тренеры оттуда часто приходят на наши игры для просмотра нас и наших соперников.
— С кем из баскетболистов виделся?
– Виделся и тренировался со многими игроками из университетов НСАА, но они вряд ли на слуху в России. Летом в Чикаго тренировался вместе с младшим братом Тони Аллена из Мемфиса, Райаном. Он готовился к драфту, но, по-моему, его в итоге так никуда и не взяли. Также с нами тренировался центровой Эрик Боатенг. Он играл на олимпиаде в Лондоне за Великобританию. Еще помню, что в прошлом сезоне на нашу игру приехал Раджон Рондо.